Правила: они не сложные, читать их не долго, соблюдать их не трудно, а нарушать их недостойно.



АвторСообщение





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.07 21:43. Заголовок: из истории XV КАО


15 марта 1916 года (по ст. стилю) погиб летчик 15го корпусного авиаотряда прапорщик Борис Можевитинов. Может быть кто-нибудь имеет сведения об обстоятельствах гибели Можевитинова (статью Куликова на Авиа-хобби "15-й корпусной на фронтах Первой Мировой" знаю, но как-то не очень убедительно о гибели Можевитинова - он пишет об обучении полетам, а публикации в журнале "Искры" и "Летописи войны 1914-15-16 г.г." говорится о гибели ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА Можевитинова). Так имел ли Можевитинов звание "Военного летчика"? И можно ли узнать - где дислоцировался 15й КАО в день его гибели? И, кстати, кто изображен на фотографии под заголовком в статье Куликова?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 [только новые]


строгий модер




Сообщение: 109
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: РОССИЯ, Ногинск.Моск.обл
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.07 08:58. Заголовок: Re:


Борис Можевитинов


ЧЕСТЬ ИМЕЮ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрый админ




Сообщение: 224
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Российская Федерация, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.07 16:19. Заголовок: Re:


Oldspy пишет:

 цитата:
Так имел ли Можевитинов звание "Военного летчика"? И можно ли узнать - где дислоцировался 15й КАО в день его гибели? И, кстати, кто изображен на фотографии под заголовком в статье Куликова?


Скорее всего нет, во первых звание "военлета" в отряде присвоить не могли, прав таких не имели без сдачи экзамена в школе, во вторых Можевитинов погиб в процессе обучения, так что его и летчиком назвать было нельзя, только учлетом.

Еж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.07 12:26. Заголовок: Re:


а откуда известно, что это был "процесс обучения"? может быть кто-нибудь может сослаться на какой либо документ, подтверждающий именно обучение? предположим, официальное донесение шт-капитана Вальницкого (командующего 15м КАО).
и другой вопрос (прошу заранее простить, может я спрашиваю что-то совсем элементарное) - что означает аксельбант на фото Можевитинова? Адьютантскую должность?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрый админ




Сообщение: 227
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: Российская Федерация, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.07 13:17. Заголовок: Re:


Oldspy пишет:

 цитата:
а откуда известно, что это был "процесс обучения"? может быть кто-нибудь может сослаться на какой либо документ, подтверждающий именно обучение? предположим, официальное донесение шт-капитана Вальницкого (командующего 15м КАО).
и другой вопрос (прошу заранее простить, может я спрашиваю что-то совсем элементарное) - что означает аксельбант на фото Можевитинова? Адьютантскую должность?



Я думаю, что это обстоятельно может объяснить только Виктор Куликов, специально занимавшийся историей этой части. Хотя в его статье достаточно ясно указано, что именно гибель Можевитинова, послужила поводом для запрета обучения учлетов в боевых отрядах. Что касается Можевитинова то, что бы стать авиатором желающие должны были пройти ценз в авиационных подразделениях, где их обычно использовали как наблюдателей. При этом младшие офицеры отряда обычно совмещали в нём еще какие либо должности, в данном конкретном случае адьютантскую.
Я бы посоваетовал Вам зайти на сайт статьи Куликова, и задать этот вопрос непосредственно её автору.
http://www.avia-hobby.ru/publ/15kao/15kao.html


Еж - птица гордая, пока не пнешь - не полетит!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.07 19:27. Заголовок: Re:


Благодарю Вас, Боб! Попробую последовать Вашему совету.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
строгий модер




Сообщение: 119
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: РОССИЯ, Ногинск.Моск.обл
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.07 21:21. Заголовок: Re:


. Вальницкий Анатолий Иосифович
Потомственный дворянин. Закончил Николаевский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище и Гатчинскую авиашколу (1912). Войну встретил пилотом 15-го КАО. С 1915 г. - командир этого отряда. В 1916 г. помощник командира, с конца июня 1917 г. - командир 7-го авиадивизиона. Подполковник (1917). Затем первый помощник командира 3-го авиапарка по технической части. В гражданскую войну в 1918 - 1920 гг. штаб-офицер для поручений при начальнике авиации Добровольческой армии.



ЧЕСТЬ ИМЕЮ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
строгий модер




Сообщение: 122
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: РОССИЯ, Ногинск.Моск.обл
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 21:03. Заголовок: Re:


.Стародумов Н.Н.
Начал свой путь в авиации мотористом. Окончил Севастопольскую авиашколу. Начал службу в 15-м корпусном авиационном отряде лётчиком из нижних чинов. За боевые отличия получил чин прапорщика и звание «военный лётчик». К концу 1917 году дослужился до чина поручика. Был награждён двумя Георгиевскими крестами и двумя офицерскими орденами. 17 декабря 1917 года на общем собрании солдат 15-го КАО избран командиром отряда. После революции военный лётчик 4-го отдельного авиаотряда.
Награды: орден Красного Знамени (приказ РВСР №200. 1923 г)


ЧЕСТЬ ИМЕЮ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
строгий модер




Сообщение: 125
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: РОССИЯ, Ногинск.Моск.обл
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.07 22:22. Заголовок: Re:



Стогов Николай (? - 28.04.1915)Лётчик из вольноопределяющихся, старший унтер-офицер 15-го корпусного авиаотряда. 28 апреля 1915 года при перелёте на новое место базирования Н.Стогов разбился насмерть.


Константинов
Подпоручик, лётчик 15-го КАО. 3 августа 1917 года вылетел на разведку и бомбометание. При возвращении был атакован немецким истребителем. Константинов принял бой. Во время воздушного боя Константинов был ранен разрывной пулей в плечо. Несмотря на большую потерю крови, довёл самолёт до аэродрома и сделал благополучную посадку, почти теряя сознание. Раненого лётчика доставили в ближайший лазарет. Подпоручик Константинов за этот бой был представлен к Георгиевскому оружию, а общее собрание солдат 15-го КАО постановило наградить его Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой ветвью.


ЧЕСТЬ ИМЕЮ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 12
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.07 09:17. Заголовок: http://ipicture.ru/u..





Офицеры XV КАО. Знаю только прапорщика Можевитинова (в галифе и с кортиком, в длинной шинели и с биноклем). А кто знает остальных? Фотографии принадлежали сестрам Бориса Можевитинова.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 16
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.07 09:36. Заголовок: по семейным предания..


по семейным преданиям Можевитиновых на второй фотографии (зимней) мужичок в тулупе с оторванной пуговицей - сам Н.Е. Жуковский. Может кто подтвердит это? Ну или наоборот, опровергнет?

Первым делом мы ломаем самолеты....
инженеры аэрофлота
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 19
Зарегистрирован: 28.12.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.08 23:05. Заголовок: Список 15-ого корпусного авиаотряда


Список (неполный) 15-ого корпусного авиаотряда

Командир отряда:
штабс-капитан Вальницкий Анатолий Иосифович

Военлеты:

штабс-капитан Стефановский
штабс-капитан Кульвинский Александр Иосифович (с июня 1916 командир отряда)
поручик Бирко Александр Михайлович - орден Св. Георгия 4-й степени
поручик Котов Александр Васильевич
поручик Чехутов Иван Аникиевич
поручик Машерек Константин
подпоручик Горбунов - орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орден Св.Георгия 4-й степени
подпоручик Константинов - Георгиевское Оружие, солдатский Георгиевский Крест 4-й степени с лавровой веткой на ленте
прапорщик Можжевитинов
прапорщик Хмельницкий
прапорщик Стародумов Н.Н. - два солдатских Георгиевских Креста, два офицерских ордена, к концу 1917 г. дослужился до чина поручика (в декабре 1917 выбран командиром отряда)

старший унтер-офицер Чистоклетов - Георгиевские кресты всех 4-х степеней
старший унтер-офицер Мениченко.
старший унтер-офицер Стогов Николай
старший унтер-офицер Струсевич
старший унтер-офицер Кобзев
младший унтер-офицер Хмельницкий
младший унтер-офицер Гудков

Летнабы:

поручик Рыбальченко
поручик Волкогонов
поручик Кирштейн
подпоручик Мамаев
подъесаул Бойков (с июля 1917 командир отряда)
прапорщик Надежин - орден Св. Георгия 4-й степени
прапорщик Бобров
хорунжий Королев
ефрейтором Курлянд

Наземный состав:

рядовой Кириченко - Георгиевский Крест
рядовой Процюк - Георгиевский Крест
вольноопределющийся Хренов - Георгиевский Крест

«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 24
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 20:25. Заголовок: по данным РГВИА в по..


по данным РГВИА в последнем полете прапорщика Можевитинова 15 марта 1916 года летнабом был ефрейтор Надеждин. Можевитинов погиб, Надеждин получил тяжкие ранения. Т.ч. одновременно они прапорщиками быть не могли. Если только в 15м КАО не было 2х летнабов Надеждиных, что уж вовсе невероятно...

Первым делом мы ломаем самолеты....
инженеры Аэрофлота
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 25
Зарегистрирован: 28.12.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 10:23. Заголовок: Может быть это был прапорщик Бобров


Тогда может быть это был прапорщик Бобров? И по времени подходит...

...С 13 июля по 29 августа (прим. 1915 год) 15-й као находился на отдыхе в Пскове, здесь поврежденные аппараты сдали в ремонт. Большинство офицеров отправилось в командировки на переучивание или за новыми аппаратами. В августе и сентябре фактически летал только Кульвинский на "Альбатросе" - единственной боеспособной машине отряда. 22 августа он и наблюдатель прапорщик Бобров сбросили 6 бомб (две пудовых и четыре 27-фунтовых) на немецкий аэродром у г. дв. Вокшаны...

Тот же источник:
http://www.avia-hobby.ru/publ/15kao/15kao.html

«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 25
Зарегистрирован: 08.05.07
Откуда: Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 11:18. Заголовок: а Бобров разве был Г..


а Бобров разве был Георгиевским кавалером? да и на фото я все-таки думаю снят летчик, который учил летать прапорщика Можевитинова

Первым делом мы ломаем самолеты....
инженеры Аэрофлота
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 31
Зарегистрирован: 28.12.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 13:24. Заголовок: Oldspy пишет: а Боб..


Oldspy пишет:

 цитата:
а Бобров разве был Георгиевским кавалером? да и на фото я все-таки думаю снят летчик, который учил летать прапорщика Можевитинова



Справедливо! А почему вы решили, что тот, кто стоит рядом с Можевитиновым, - прапорщик? Мне (из увеличенной копии погона с другой темы) кажется, что это подпоручик или поручик...по крайней мере, даже при сравнении увеличенных ("бликующих") погон указанных персон, полоса вдоль погон у Можевитинова гораздо шире, чем у "неопознанного" летчика...

«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 32
Зарегистрирован: 28.12.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 14:20. Заголовок: Oldspy пишет: по да..


Oldspy пишет:

 цитата:
по данным РГВИА в последнем полете прапорщика Можевитинова 15 марта 1916 года летнабом был ефрейтор Надеждин. Можевитинов погиб, Надеждин получил тяжкие ранения. Т.ч. одновременно они прапорщиками быть не могли. Если только в 15м КАО не было 2х летнабов Надеждиных, что уж вовсе невероятно..



И еще,... даже если Куликов ошибся, и Надежин тогда был ефрейтором, то может быть "неопознанный" летчик, награжденный к тому времени орденом Св. Георгия, - поручик Бирко?

...8 июля (1915 г.) отряд перелетел в господский двор Забелишки, а через день - в Вилькомир. Ситуация осложнилась: противник прорвал фронт и обошел 37-й армейский корпус с флангов, связь нарушилась. Для ее восстановления вылетели поручик Бирко с наблюдателем прапорщиком (?) Надежиным. Мероприятие оказалось опасным, т.к. с воздуха трудно было определить принадлежность войск. Пришлось пользоваться методом проб и ошибок: "... в Новополе нашими летчиками были обнаружены войска и они стали планировать, но пехота рассыпалась и стала сильно обстреливать аппарат. Бирко быстро включил мотор и под градом пуль вышел из зоны огня противника. Летчики спустились у Нового Места, но наши артиллеристы не могли указать где штаб корпуса. Пролетая над деревней Новошаны на высоте 80 м увидели мачту беспроволочного телеграфа и спустились, там и оказался штаб 37 армейского корпуса". За спасение 37-го корпуса от полного окружения и установление связи со штабом армии оба офицера были представлены к ордену Св. Георгия 4-й степени.

Возможно именно он и учил летать Можевитинова...

«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
строгий модер




Сообщение: 432
Зарегистрирован: 20.04.07
Откуда: РОССИЯ, Ногинск.Моск.обл
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 14:23. Заголовок: Данные. о том что На..


Данные. о том что Надеждин был ефрейтором, взяты из РГВИА, из отчёта о посленем полёте Можевитинова

ЧЕСТЬ ИМЕЮ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 191
Зарегистрирован: 28.12.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.08 14:02. Заголовок: В разделе "Авиа..


В разделе "Авиаторы" в закрытой теме "Наши" от Igor поступила дополнительная информация по Кирштайну (Кирштейну)

 цитата:
В журнале Avions №9 -№14 была опубликована статья "Historie De L'Aviation Serbe" автор August G.Blume.
Там практически та же информация о Кирштейне, что и приведённая выше. В дополнение: - Кирштейн летал на аэроплане Депердюссен совместно с французом Годфруа (Godefroy).


При прочтении материалов по 15-й корпусному авиаотряду на фронтах Первой Мировой я натолкнулся на "знакомую" фамилию - Кирштейн:

 цитата:
...В тот же день (11 сентября 1916 г.) состоялся еще один бой. Прапорщик Горбунов с наблюдателем поручиком Кирштейном вылетели на "Вуазене". Во время разведки их атаковал немецкий "Альбатрос". Противники сходились на дистанцию до 50 м. После обмена очередями "Альбатрос резко наклонился налево и перешел в пикирование, на момент выровнялся и затем перешел в штопор. Во время боя противник стрелял разрывными пулями. В Вуазене после посадки было обнаружено 20 пробоин. Бой происходил над северной окраиной озера Опиварца"...
...Еще недавно 15-й корпусной авиаотряд был полноценной боевой частью российского Военно-Воздушного флота, где летное братство объедняло всех: сына надворного советника, дворянина капитана Кульвинского, сына уфимского мещанина поручика Горбунова, сына потомственного гражданина г. Риги корнета Кирштейна, сына крестьянина Седлецкой губернии поручика Бирко и многих других. Православные и католики (Бирко и Кульвинский), лютеране и старообрядцы (Кирштейн и Чехутов), потомственные дворяне, мещане и крестьяне (Вальницкий,Горбунов и Котов) - все они, независимо от веры и сословия, защищали небо России на фронтах первой мировой. Эпоха, а с ней и история 15-го корпусного, закончилась...

15-й корпусной на фронтах Первой Мировой
http://www.avia-hobby.ru/publ/15kao/15kao.html


Учитывая тот факт, что фамилия для России очень редкая, смею предположить, что это и есть наш герой Балканской войны - Иван Кирштейн.

«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 421
Зарегистрирован: 13.02.09
Откуда: SPb
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.19 13:51. Заголовок: Это другой Кирштейн...


Это другой Кирштейн.
Балканский Иван Кирштейн недолгое время был добровольцем на Юго-западном фронте в 1914, но из действующей армии его погнали - манкировал своими обязанностями, летать не хотел.

http://www.retroplan.ru Интересы: перволёты, ИВАК и прочие аэроклубы, УВП-ОВШ, Гатчинская авиашкола Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 67
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет